Коммерсантъ,
20 сентября 2021 г.
ЦБ закрутил рубли и гайки
1051 просмотр
Расходы на ремонт автомобилей в рамках ОСАГО теперь рассчитываются по новой методике Банка России. Размер компенсации за поврежденное транспортное средство страховщики будут определять на основании новых региональных справочников цен на запчасти, материалы и нормо-часы, которые будут обновляться раз в три месяца. Одновременно с этим ЦБ исключил ранее существовавшую возможность учета стоимости дешевых б/у запчастей. По мнению экспертов, это приведет к увеличению размера компенсационных выплат, а также сделает ремонт более качественным.
20 сентября вступает в силу положение Банка России № 755-П, в котором содержится новая «методика определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства» в рамках ОСАГО. Методика, действовавшая с 1 декабря 2014 года, отменяется.
Ключевое изменение касается справочников средней стоимости запасных частей, которые формирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Справочник состоит из трех каталогов: цены на запчасти, материалы и нормо-часы. По этим данным автовладелец может проверить, насколько верно страховая оценила ущерб в результате ДТП. Такие справочники появились лишь семь лет назад, до этого эксперты при оценке повреждений авто применяли отличающиеся друг от друга механизмы расчета ремонта, что приводило к многочисленным спорам и судебным разбирательствам между страховщиками и клиентами. Автовладельцы, как правило, требовали более значительную компенсацию, чем предлагал страховщик.
До сих пор базы с ценами действовали для 13 «экономических регионов» (объединяют несколько субъектов федерации). К примеру, фара на Nissan X-Trail 2019 года в Центральном регионе (включает Москву и Московскую область), по данным на 17 сентября, стоила 86,3 тыс. руб., в Центрально-Черноземном — уже 92,7 тыс. руб., в Северо-Западном — 80 тыс. руб., в Крымском — 90,5 тыс. руб., в Северо-Кавказском — 98,4 тыс. руб. Теперь же у каждого региона будет свой справочник — для более точного расчета стоимости ремонта в конкретных населенных пунктах с учетом местных цен. К примеру, средняя стоимость каждой детали должна формироваться на основании данных, полученных не менее чем из пяти профильных интернет-магазинов. Актуализировать справочники будут не раз в полгода, как раньше, а раз в три месяца. Однако первую их серию по новым правилам РСА выпустит только в марте 2022 года — в рамках обозначенного ЦБ переходного периода.
Новая методика сделает механизм определения стоимости ремонта «более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по «автогражданке», считает президент РСА Игорь Юргенс. По итогам шести месяцев 2021 года, следует из данных союза, количество судебных споров снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 34,8 тыс. до 29,3 тыс.)
Отметим, еще одно изменение связано с возможностью использования бывших в употреблении запчастей. Действующая методика позволяет эксперту с письменного согласия страховщика и потерпевшего рассчитывать цену ремонта с учетом стоимости более дешевых б/у деталей «в исключительных случаях» (например, если поставщику для доставки нового узла необходимо более 45 дней). В новом положении этот пункт исключен. Такая мера позитивно повлияет на качество ремонта, предполагает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко. А если страховая компания компенсирует ущерб деньгами, то это приведет к увеличению размера выплат, считает эксперт.
Главная проблема справочников, отмечает глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян, в том, что цены туда попадают зачастую с «сомнительных» сайтов: одна и та же запчасть может стоить одновременно 1 тыс. и 100 руб. (оригинал и реплика). Поэтому средняя цена, представленная в справочнике, получается невыгодной для автовладельца, считает он. «Кроме того, не учитывается срок доставки деталей, — говорит эксперт.— Очевидно, что запчасть "в наличии" будет дороже, чем та, что будет доставлена со склада через 60 дней. В качестве базовой должна фигурировать цена, которая соответствует стоимости оригинальной детали у официального дилера».
Адвокат Алексей Ащаулов вообще сомневается, что автовладельцы почувствуют нововведения. До появления методики в 2014 году, говорит он, пострадавшим в ДТП было легче получить «адекватную» компенсацию ущерба через суд. «Сегодня страховые компании идут на различные ухищрения, прикрываясь методикой ЦБ, чтобы не платить. С новым документом эта ситуация усугубится», — говорит господин Ащаулов.
Сохраняется одна из главных проблем ОСАГО, добавляет Вадим Геворкян: выплаты пострадавшим рассчитываются с учетом износа транспортного средства. «Это приводит к тому, что владелец 10-15-летней машины после ДТП на руки получает сумму, на которую невозможно ничего отремонтировать, — говорит господин Геворкян. — При этом если в аварии пострадали транспортные средства, не застрахованные по ОСАГО, или выплаты происходят по каско, то компенсация ущерба рассчитывается без учета износа».
Иван БУРАНОВ
Вся пресса за 20 сентября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховые стандарты, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 июня 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 20 июня 2025 г.
Балицкий на ПМЭФ заявил о необходимости принять программу о военных страховых рисках

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Стоимость страхования жилья в США достигла рекордного уровня, доступность на минимуме

|
|
СенатИнформ, 20 июня 2025 г.
В СФ разрабатывают нормы о страховании военных рисков

|
|
ТАСС, 20 июня 2025 г.
Хуснуллин: вопрос страхования рисков инвесторов в Донбассе и Новороссии почти решен

|
|
РИА Новости, 20 июня 2025 г.
Хуснуллин: вопрос страхования рисков в новых регионах почти решен

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Инфляция: многогранный риск, с которым сложно справиться даже страховщикам

|
|
Клопс.ru, Калининград, 20 июня 2025 г.
Страховщики рассказали, сколько купивших ОСАГО калининградских водителей обошлись без аварий

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Поддерживаемая правительством Израиля схема страхования покроет большую часть потерь в результате конфликта

|
|
Самарское обозрение, 20 июня 2025 г.
Самарская «Объединенная страховая компания» отмечает 35-летие со дня основания

|
|
speedme.ru, 20 июня 2025 г.
Страховка стала роскошью в России: под ударом оказались владельцы китайских машин

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Таиланд внедрит страхование для мигрантов из-за нагрузки на систему здравоохранения

|
|
Казахстанская правда, 20 июня 2025 г.
Государственную страховую организацию создадут в Казахстане

|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 июня 2025 г.
Судоходство через Ормузский пролив становится дороже: страховые премии выросли на 60% на фоне ближневосточной эскалации

|
|
Финмаркет, 20 июня 2025 г.
В январе-марте сборы по страхованию грузов увеличились на 24,1%, выплаты - на 67,7% - ЦБ РФ

|
|
Парламентская газета, 20 июня 2025 г.
По европротоколу при разногласиях водителей выплатят до 200 тысяч рублей

|
|
МК в Калмыкии, 20 июня 2025 г.
В Калмыкии обсудили страхование ответственности автовладельцев

|
|
ТАСС, 20 июня 2025 г.
ВТБ согласовал параметры продажи «Росгосстраха»

|
 Остальные материалы за 20 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|